Группа фенольного метаболизма растений
Cайт института
ИФР РАН
Институт физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН
  Коллектив     Наши публикации     Симпозиумы     Литература     Анонсы     Фотографии     Полезные сайты    

СКРИНИНГ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА CRASSULA L. ПО СОДЕРЖАНИЮ ФЕНОЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Лапшин П.В., Загоскина Н.В.
Учреждение Российской академии наук Институт физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН, 127276 Москва, ул. Ботаническая, д. 35, E-mail: phenolic@ippras.ru, факс (495) 977-80-18

Толстянки (Crassula L.) относятся к экологической группе растений - суккулентам, произрастающим в жарком и сухом климате. Они распространены, главным образом, в теплых и засушливых областях, в местах с периодически полным отсутствием доступной влаги в окружающей среде, где обычно отмечается высокий уровень солнечного облучения и отсутствуют периоды с отрицательной температурой [1]. Все это несомненно сказывается как на морфологических характеристиках этих растений, так и на особенностях их метаболизма [2].

Большинство видов крассул это прямостоячие, полегающие или ползучие травы, чаще с многочисленными ветвящимися стеблями, реже - кустарнички с сочными стеблями и мясистыми листьями [3]. Многие растения этого рода весьма красивы и используются в декоративном цветоводстве. Благодаря легкости их вегетативного размножения, создано большое число гибридных сортов крассул, превышающее число природных видов.

Следует также подчеркнуть, что они используются в народной медицине как лекарственные растения, обладающие антимикробным действием [4, 5]. Это касается C. dejecta и C. ovata, которые применяют при лечении ангины, воспалений горла, а также при болезнях с нарушением прочности кровеносных сосудов.

Возможно, это связано с их способностью к синтезу фенольных соединений, которые, как известно, защищают клетки и ткани от многих стрессовых воздействий, в том числе и от высоких доз УФ-Б радиации [6, 7]. В тоже время в литературе есть данные о накоплении этих веществ у различных представителей суккулентных растений [8].

Целью нашей работы являлось сравнение содержания фенольных соединений в листьях 80 природных видов, их хлорофиллдефектных химерных форм и гибридных культивируемых сортов растений рода Crassula L.

Методика

Растения рода Crassula L. выращивали в стеклянной теплице ИФР РАН. Сбор материала осуществляли осенью.
Для извлечения фенольных соединений фрагменты свежих листьев, взятых из средней части побегов взрослых вегетирующих или цветущих растений, экстрагировали 96%-ным этанолом. В этанольных экстрактах спектрофотометрическим методом определяли суммарное содержание растворимых фенольных соединений с реактивом Фолина-Дениса при 725 нм [9]. Калибровочную кривую строили по рутину.

Результаты и обсуждение

Исследование большого числа растений рода Крассула показало, что они значительно отличаются по содержанию растворимых фенольных соединений. У некоторых видов, на долю которых приходится около 10-15% от всех проанализированных генотипов, этот показатель очень высокий. Наибольшее содержание фенольных соединений отмечено у C. tetragona и C. gilii (92,2 и 83,2 мкг/г сырой массы, соответственно). У C. rupestris (77,8), C. sarmentosa (76,4), C. arborescens (71,0) и C. thyrsiflora hybr. оно несколько ниже (77,8 - 70,9 2 мкг/г сырой массы). Наименьший же уровень фенольных соединений отмечен у Crassula elegans ssp. namibensis (6,75 мкг/г сырой массы) и Crassula ausensis cv. Corason (3,6 мкг/г сырой массы). Следует подчеркнуть, что разница между максимальным и минимальным уровнем этих соединений была почти 13-кратной.

Одна из функций фенольных соединений – защитная, как от действия высокого уровня солнечного облучения, так и от поедания насекомыми или поражения паразитирующими микроорганизмами. Известным механизмом защиты от повреждающего действия избыточной солнечной радиации является синтез флаваноидных пигментов, что является довольно широко распространенным способом защиты у растений вообще и у листовых суккулентов - в частности. Однако рассмотренные представители рода Crassula если и имели визуально заметное красное окрашивание части листовой пластинки, то пигментация наблюдалась практически исключительно на нижней стороне листа (у 22% видов) и еще 19% видов имели лишь красную окантовку по его краю. И только 4 вида (5% от проанализированных растений) могли окрашиваться целиком при высоком уровне солнечного облучения, хотя ни один из них не имел высокого уровня накопления фенольных соединений на момент исследования.

Следует также подчеркнуть, что виды крассул, способные к активному синтезу красных пигментов как постоянно, так и только в индуцибельных условиях (высокий уровень освещения или присутствие его коротковолновой составляющей), распределились равномерно среди общей выборки (табл. 1).

Таблица 1

Содержание фенольных соединений (ФС) у различных представителей рода Crassula, накапливающих красные пигменты в листьях

Название

Красное окрашивание *

ФС

(мкг/г свежей массы)

Crassula arborescens

с

71,0

Crassula thyrsiflora hybr.

с

70,9

Crassula brevifolia

к

46,8

Crassula ovata f.variegata cv.Hummel's Sunset

к

45,1

Crassula ovata v.minor cv.Crosby's Compact

с

37,0

Crassula radicans

с

35,9

Crassula erosula cv. Campfire

ц

27,0

Crassula montana ssp. montana

с

23,4

Crassula rosularis

с

23,3

Crassula alba

с

22,3

Crassula corymbulosa

ц

17,2

Crassula rubicunda

с

17,1

Crassula justi-corderoyi

с

12,0

Crassula picturata

с

11,2

Crassula pellucida v. rubra

ц

11,1

Crassula cooperi

с

10,9

Crassula pellucida v. rubra f. variegata

ц

10,1


*Наличие красной окраски листьев: С – снизу, К – кайма, Ц – целиком.

В связи с тем, что было проанализировано большое число видов толстянковых, мы обратили внимание на содержание фенольных соединений у хлорофиллдефектных химер и у нормальных экземпляров этих видов (табл. 2). Этот аспект интересен тем, что, как свидетельствуют литературные данные, хлоропласты являются одним из основных мест синтеза фенольных соединений в клетках зеленых растений [10].

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что из 8 изученных пар толстянковых, большинство (6 видов) демонстрируют прямую связь между способностью к синтезу хлорофилла и накоплением в тканях фенольных соединений. Так, у форм, имеющих поврежденный фотосинтетический аппарат, уровень этих вторичных метаболитов был в 1,5-2 раза меньше, по сравнению с нормальной формой.

В тоже время есть и исключения: у двух пар, являющихся разновидностями C. ovata, вариегатные формы накапливали намного больше фенольных соединений, чем их нормальные пары. Следовательно, не во всех случаях уровень фотосинтетической активности растительных клеток обуславливает их способность к синтезу фенольных соединений, что заслуживает внимания и проведения дальнейших исследований.

Таблица 2

Содержание фенольных соединений (мкг/г свежей массы) у хлорофиллдефектных химер и нормальных форм толстянковых

Название

Нормальная форма

Хлорофиллдефектная химера

Crassula sarmentosa

76,4

30,3

Crassula perforata

58,8

26,2

Crassula ovata ssp. obliqua

32,5

22,8

Crassula arborescens ssp. undulatifolia

37,1

27,2

Crassula lycopodioides

30,6

14,1

Crassula pellucida v. rubra

11,1

10,1

В заключение следует подчеркнуть, что растения рода Crassula L. значительно отличались по содержанию фенольных соединений. При этом наибольший уровень их накопления в одних случаях был отмечен у самых медленнорастущих видов, в других – он был высок и у быстрорастущих видов, что еще раз подчеркивает «неоднозначность» взаимосвязи между ростовой активностью высших растений и их способностью к синтезу фенольных соединений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Eggli U. Illustrated handbook of succulent plants: Crassulaceae // Springer-Verlag Berlin, 2003, 458p.
  2. Monson R.K. On the Evolutionary Pathways Resulting in C4 Photosynthesis and Crassulacean Acid Metabolism (CAM) // Advances in Ecological Research, Volume 19, 1989, Pages 57-110
  3. Тахтаджян А.Л., Жизнь растений, М:, Просвещение, 1981, т.5(1), с 163-166.
  4. Beuscher N., Bodinet C., Neumann-Haefelin D., Marston A., Hostettmann K. Antiviral activity of African medicinal plants // Journal of Ethnopharmacology, Volume 42, Issue 2, April 1994, Pages 101-109.
  5. Oliver-Bever B. Medicinal plants in tropical west africa III. Anti-infection therapy with higher plants // Journal of Ethnopharmacology, Volume 9, Issue 1, November 1983, Pages 1-83
  6. Запрометов М.Н. Фенольные соединения и их роль в жизни растения. 1996. М., Наука. 45 с.
  7. Dixon R.A., Paiva N.L. Stress-Induced Phenylpropanoid Metabolism // Plant Cell. 1995. V. 7. P. 1085-1097.
  8. Gutterman Y., Chauser-Volfson E. The distribution of the phenolic metabolites barbaloin, aloeresin and aloenin as a peripheral defense strategy in the succulent leaf parts of Aloe arborescens // Biochemical Systematics and Ecology, Volume 28, Issue 9, November 2000, Pages 825-838
  9. Запрометов М.Н. Фенольные соединения и методы их исследования // Биохимические методы в физиологии растений / Под. ред. Павлиновой О.А. М.: Наука. 1971. С. 185-197
  10. Quiles M.J., Lopez N.I. Photoinhibition of photosystems I and II induced by exposure to high light intensity during oat plant growth: Effects on the chloroplast NADH dehydrogenase complex // Plant Science, Volume 166, Issue 3, March 2004, Pages 815-823
Внимание! Эта статья опубликована, на нее можно ссылаться при написании научных работ. Ссылка на эту публикацию выглядит так:

Лапшин П.В., Загоскина Н.В. Скрининг представителей рода Crassula по содержанию фенольных соединений. В сб. статей "Современные аспекты структурно-функциональной биологии растений и грибов", под ред. Пузиной Т.И. Орел: Изд-во ГОУ ВПО "Орловский государственный университет". 2010, С. 176-180.


Иллюстрации к этой статье:


(с) Авторские права: перепечатка и копирование материалов разрешена без ограничений с простановкой ссылок на авторов и издание, где опубликован материал.
Copyrights: Non commercial using of these materials is permitted with obligatory informing of the authors and linking to the source.